Почему я не верю, что у российской телемедицины есть будущее

Эта статья была написана в июле 2017 года. Тогда все причастные пребывали в некоей эйфории, ждали принятия закона, создавали стартапы, строили планы, готовились к прорыву, мечтали оседлать волну. И лишь некоторые понимающие относились к этому скептично и старались смотреть на вещи трезво. Что ж, жизнь сама определила, кто был прав в той ситуации...
В Здоровье.Майл.ру поставили эксперимент. Решили проверить, как обстоят дела с удаленными врачебными консультациями. Фактически, они протестировали, в каком состоянии сейчас, до принятия закона, находится система телемедицинских услуг. Получилось очень интересно.
Ребята смоделировали три клинических ситуации: придумали персонажей, каждому «поставили» свой диагноз, расписали жалобы. И обратились в несколько телемедицинских онлайн-сервисов от имени родственника пациента. Мол, родственник болеет, сам позвонить не может, помогите советом, пожалуйста. Все, что произошло далее, они записали и описали в своей статье. Если вкратце, ничего хорошего не получилось.
Для меня ставить диагноз и назначать лечение по интернету что-то вроде прыжка с моста на «тарзанке». Море адреналина и никогда не знаешь, порвется ли канат и когда. У меня ряд причин считать для себя неприемлемым работать в телемедицине, даже если я снова вернусь к врачеванию. Например, я, как врач, НЕ смогу:

доверять данным, которые предоставляет мне пациент. Например, я не уверен, правильно ли пациент измеряет себе АД. Можно, конечно, оговорить условия: обращаться только при наличии электронного тонометра с указанием а) даты последней поверки аппарата и б) письменным заверением, что аппарат не падал, на него не опрокидывался стакан воды и ребенок не пытался изучить его изнутри. Но много ли у меня будет таких пациентов?

нормально общаться с пациентом. Если пациент приходит в поликлинику, то в кабинете мы вдвоем (плюс медсестра). Я могу спокойно выстраивать доверительную беседу, уточнять нюансы, обсуждать те или иные вопросы. Даже если это будничное дежурное посещение врача. Для инфарктников, к примеру, это особенно важно, у них весь образ жизни меняется после больницы, весь быт. Будет ли пациент столь же открыт для разговора, если в углу комнаты играет ребенок, на кухне шипит сковорода, а за дверью подслушивает теща?

вовремя выявлять побочные эффекты. Я назначил препарат, но у пациента на фоне лечения вдруг участились экстрасистолы или появился посторонний шум. Субъективно пациент это не ощущает. Как я определю это без аускультации? Мне нужно отменять препарат или уменьшать дозировку, а я в блаженном неведении оставляю все как есть. И копаю себе яму, копаю, копаю…

Что реально сможет сделать телемедицина для врачей и пациентов

Я не верю, что телемедицина формата «врач-пациент» реально получит широкое применение. Несмотря на все безумные ожидания от фанатов телемедицины. Думающие, грамотные врачи будут крайне осторожны и осмотрительны в своих «подключениях». Не случайно Андрей Рыжаков, гендиректор «АльфаСтрахование-ОМС» настроен весьма скептично: «Сначала нужно посмотреть. Пока практика развитых стран говорит о том, что, несмотря на большие ожидания, телемедицина дает небольшой ответ».

Я полагаю, что телемедицина не будет охватывать:
  • первичные приемы,
  • экстренные ситуации,
  • профосмотры,
  • значительную часть повторных явок и диспансеризации,
  • целые медицинские специализации вроде хирургии или офтальмологии,
  • и еще многое другое
А если и будет, то, увы, за счет снижения качества медицинской помощи и роста судебных рисков. Потому как ответственность врача никто не отменял и отменять не собирается.

Телемедицина подойдет для:
  • консультаций типа: «это лекарство чаще всего применяется дважды в день»
  • психотерапевтической помощи пациенту
  • советов по ЗОЖ
  • рекомендаций обратиться к офлайн-врачу,
  • и что-нибудь еще в том же духе.

То есть, всего того, что врач может делать уже сейчас. Только сейчас это делается за «спасибо», а будет — за деньги. Но с гораздо более высокой ответственностью и риском нарваться на судебный иск. Как же иначе, ведь за консультацию уже заплачено…

Остается телемедицина в формате «врач-врач». Но и сейчас никто не запрещает врачам консультировать друг друга, хоть по телефону, хоть в скайпе. Да, будет больше технических возможностей для удаленных консультаций коллег. Но вряд ли это спасет телемедицину.
Итог был совершенно ожидаемый — реальной помощи наши пациенты, увы, так и не дождались. И не удивительно. Когда я примеряю на себя эту ситуацию как на врача, я понимаю, что совет вызвать «скорую» — это максимум, на что я мог бы решиться.

Почему я не смог бы работать в телемедицинской клинике

Что произошло, когда пациент обратился за помощью
в телемедицинские сервисы

В GetDoktor ответа врача пришлось ждать два дня
Ямы, которые мы копаем сами себе, никогда не превращаются в золотую жилу
Остались вопросы?
/
/
/
Заполните форму и мы свяжемся с вами
TARGET-KNIFE
Студия целевого маркетинга


Политика конфиденциальности


ИП Степанов Михаил Юрьевич
ОГРИП 318527500114277
ИНН 132807629240
2018 год
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности