Кому он нужен этот ваш SMM или Почему меня никогда не полюбят сммщики

Недавно искал для своей организации человека, который мог бы взять на себя аккаунт нашего клиента в Инстаграм. Это можно было бы поручить какому-нибудь сммщику или обладателю модной нынче специальности – администратор Инстаграм-аккаунта, да и просто активному человеку, который умеет вести и развивать страницы и группы в соцсетях.
Но тут я столкнулся с неожиданной (для себя) проблемой. Быстро выяснилось, что, когда ты смотришь «снизу», со стороны исполнителя, все вроде бы выглядит логичным и понятным. Вот моя работа, вот деньги, которые я хочу за нее получать. Но, когда смотришь с точки зрения заказчика... Впрочем, это лучше пояснить на примере. Замечу, что речь идёт о честных и добросовестных SMM-менеджерах и таких же положительных заказчиках. О том, как хитрые сммщики обманывают наивных клиентов, а жадные предприниматели надувают доверчивых исполнителей, как-нибудь в другой раз.
В среднем, администратор инстаграм-аккаунта просит за свои услуги 25 000 рублей на руки. Я не сторонник «серых» схем, и, понятно, заключаю с человеком договор подряда. Это означает, что мне придется выделять на оплату этого человека 35 750 руб. (25 тыс ЗП специалиста +13% подоходный налог + 22% взносы в пенсионный фонд + 5,1% медицинское страхование + 2,9% взносы в соцстрах). Именно такую, как минимум, сумму должен ежемесячно зарабатывать для меня инстаграм-аккаунт, чтоб хотя бы окупить мои затраты на специалиста. Плюс мне нужна хотя бы минимальная выручка, иначе это просто благотворительность с моей стороны. Значит, увеличиваем сумму ожидаемых поступлений ещё процентов на 30 и получаем – 46 475. Из этой суммы вычитаем а) 6% налогов с доходов и б) 37 750, которые мы потратим на инстаграмщика и налоги/взносы за него. Моя чистая прибыль с соцсетей составляет «сумасшедшие» 5 936 руб. Мда… Прибыль просто нереальная. Я еще не учел здесь операционные расходы, банковское обслуживание, но… не стоит мелочиться, правда?
  1. Анализ конкурентов
  2. Оформление аккаунта
  3. Написание контент-плана
  4. Размещение постов
  5. Лайкинг и фолловинг (боже, что это??)
  6. Конкурсы, марафоны
Итак, представьте, что у меня небольшая мастерская по ремонту часов. И захотелось мне получать клиентов из Инстаграм. И пошёл я по свету специалистов искать. И вот что у меня получилось.

История о том, как я за сммщиком ходил

Что же сммщик предлагает мне, чтобы я мог получать такие доходы? Стандартный перечень услуг менеджера инстаграм-аккаунта (без учета прямой рекламы).
Все это замечательно, но где же здесь мои деньги!? Никак не пойму, каким образом контент-план принесет мне 45 тыс… Как я от всего этого получу прибыль и какая она будет? Инстаграмщик смотрит на меня как на идиота: «Там же будут продающие посты! Вы сможете продавать свои услуги». Звучит прекрасно, но все же, сколько это будет в деньгах? Меня никто не спрашивает о стоимости моих услуг, о среднем чеке, никто не предлагает оценить рентабельность вложений, возврат инвестиций...
«Так вы заплатите мне сначала, — возмущается сммщик. — А потом мы уже и будем спрашивать». Да, но я-то хочу понять это еще до того, как выкину свои деньги. При среднем чеке в 1,5 тыс с клиента, я должен получать с инстаграма 30 клиентов в месяц, по клиенту в день. Сможете обеспечить мне такой поток с 3-4 продающих постов в месяц? Сколько времени на это потребуется? Когда я начну получать с этого прибыль? Что-то мне подсказывает, что я еще долго не услышу ответов на эти вопросы.
«Да почему долго? — хмыкает опытный инстаграмщик, — чем больше вы дополнительно вложите в таргетированную рекламу, тем быстрее получите результат… Думаю тысяч 30 в месяц будет вполне достаточно». Что?! Еще 30 штук? Мои расходы стремительно взлетают до 80 тыс в месяц! Когда же я при таких расходах получу свою прибыль?
«Считать прибыль, это ваша задача, — резонно замечает сммщик, — вы хозяин, вы и считайте, меня не для этого наняли». Так я и пытаюсь делать это, уважаемый… Будем считать, что длина одного поста в среднем 1000 знаков. Приличный копирайтер обойдется мне в 250 рублей за такой пост. За 7,5 тыс я получу 30 постов в месяц, среди которых будут и продающие, и информационные, и какие угодно. А, да, еще контент-план, график постов, без которого все рухнет. Окей, еще 1,5 тыс за план и 1 тыс за программу автоматического массфоловинга (откуда я знаю такие слова?). Итого за «десятку» я получаю почти то же самое, за что «спецы» просят в два с половиной раза больше. Так зачем мне этот ваш SMM??
Справедливости ради надо сказать, что все непросто, и SMM (при правильно подобранных инструментах) может быть весьма и весьма эффективным каналом маркетинга. Но…
Я понимаю, что ругать сммщиков глупо. Они просто не умеют по-другому. По-другому их просто не учат. Они не понимают запросов бизнеса, не умеют оценивать экономику проекта, не приучены считать финансовые показатели (разве что свои собственные деньги). Они живут в какой-то своей реальности, а не в мире клиента. Страшно далеки они от народа (читай, от бизнеса). И поэтому в соцсетях море заброшенных групп и легион разочарованных собственников. Только об этом редко говорят. Не принято об этом говорить. Неприлично как-то.